«Детство – мое самое счастливое время…», - так начинает рассказ о своей жизни Виктор Никита - председатель Республиканского общества слепых. Историей этого человека, пережившего многое, нам хотелось бы ещё раз напомнить о равенстве всех людей на земле.
Итак, обласканный родительской любовью мальчик из украинского города Болград учился в школе, занимался спортом, увлекался чтением, радиоконструированием, рыбалкой и прослушиванием магнитофонных записей. Вместе со сверстниками любил ездить на сбор урожая в колхоз.
«Это был такой замечательный период, в поле с ребятами, совместный труд - бесподобно!» - вспоминает Виктор Георгиевич.
На одном из таких полей его и подстерегала опасность.
«Я нашел детонатор от противотанковой мины. Что он там делал, я не знаю. Я взял его с собой и принес домой. На время я о нем забыл, и в один «прекрасный» день, который был, к слову, 1 октября 1960 года, я зашел в летнюю кухню, и он попался мне на глаза. Я решил его разобрать. Внутренний голос говорил мне, что нельзя туда лезть, но интерес к процессу превысил здравый смысл. Он взорвался в одну секунду», - с сожалением говорит Виктор Георгиевич.
Одно мгновение, и жить как раньше он уже никогда не сможет. Именно 1 октября 1960 года безмятежная жизнь 13-летнего Вити закончилась. Начался долгий период испытаний.
«У меня родители - медики, они сразу вызвали скорую помощь, я тут же попал на операционный стол, меня начали зашивать, чтобы просто остановить кровь. Никто не верил, что я выскочу… из такого тяжелого ранения. В Болграде были такие случаи, когда ребята находили такие же детонаторы и погибали. Им повезло меньше, чем мне, хотя… Неизвестно, кому больше повезло», - продолжает рассказывать Виктор Никита.
Дальше был Одесский институт Филатова, где прозвучал окончательный приговор – слепота на всю оставшуюся жизнь. Помимо зрения, Виктор Георгиевич лишился кисти левой руки и пальцев на правой руке.
«Раз в две-три недели мать высылала мне посылку, в которой обязательно была новая пара очков…»
После нескольких месяцев реабилитации Виктор вернулся на учебу в свою школу.
«Мои одноклассники относились ко мне с пониманием. Но остальные школьники собирались толпами и смотрели на меня как на экспонат, мне было очень неприятно. Я очень стеснялся своей инвалидности. И преподаватели решили перевести меня в вечернюю школу. Мне было обидно, конечно, но что делать. В вечерней школе занимались зрячие, но более старшего возраста, и я с ними отучился 8 и 9 класс. Для меня учеба не составляла никакой трудности. Я запоминал весь материал на слух», - делится воспоминаниями Виктор Георгиевич.
Продолжил обучение он уже в Харьковской специализированной школе для слабовидящих и незрячих детей.
«Вначале было очень тяжело, потому что я не мог смело передвигаться. Я черные очки надел сразу после травмы, так как стеснялся своего вида. И в этой школе поначалу я разбивал очень много очков, потому что в школе было много углов и дверей. Раз в две-три недели мать высылала мне посылку, в которой обязательно была новая пара очков. Но когда я все изучил, я стал, как и все остальные ребята, бегать и даже прыгать по ступенькам», - продолжает свой рассказ Виктор Георгиевич.
В этой школе он проучился три года. А в сентябре 65-го года Виктора Никита направили по распределению в Молдавию на учебно-производственное предприятие «Маяк».
«Сказали, до Нового года поработаешь в Бендерах, а после поедешь в Кишинев, там открывается новое предприятие «Светотехника», и тебя туда заберут», - вспоминает Виктор Георгиевич.
«Я не чувствовал себя изгоем, а, напротив, был своим парнем…»
Но Бендеры так полюбились нашему герою, что он решил остаться в этом городе навсегда.
«Я познакомился с ребятами, увидел, что есть поле для деятельности на «Маяке», и остался здесь. Мы работали на весь Союз. Ленинград, Москва, Архангельск, Дальний Восток, Ташкент - повсюду шла наша продукция. Это крышка, ламподержатели, клемные блоки, понижающие трансформаторы для различных промышленных станков, медаппарат «Пульсар», трансформаторы для радиоточки. Также мы стали осваивать последнюю модель блоков зажимов БЗН-27, которые применяют в атомных станциях. Коллектив был очень хороший, где-то до 450 человек работали на предприятии. Я работал на многих процессах. Кроме этого, сразу же включился в общественную деятельность», - отметил Виктор Георгиевич.
Активный Виктор Никита приобщил рабочих к прослушиванию книг. Для этого отец привез ему магнитофон и бабины с аудиозаписями. «К примеру, произведение Шолохова «Тихий Дон» было записано на 45 бабинах», - с улыбкой вспоминает Виктор Георгиевич. Кроме этого, он подключил радиоузел и стал выпускать озвученные радиогазеты. По вечерам устраивал дискотеки. Благодаря своим организаторским способностям стал членом профкома, потом его избрали бригадиром.
Главное, что отмечает Виктор Георгиевич, на «Маяке» он не чувствовал себя изгоем, а, напротив, был своим парнем, причем нарасхват. Через три года работы на предприятии завидный жених Никита встретил свою Валентину - любимую женщину, с которой прожил уже полвека. Вместе они родили и воспитали двоих детей, которые подарили им троих внуков.
«Моя жена - такая умница и красавица. Я считаю, что только благодаря ей я смог столького достичь в этой жизни. У меня прекрасные дети и внуки», - подчеркнул Виктор Георгиевич.
В 1968 году в жизни нашего героя появилось ещё одно увлечение – шашки. Интерес к черно-белым баталиям Виктору Георгиевичу привил известный бендерский тренер Николай Грингруз. Виктор Никита стал первым мастером спорта по шашкам среди незрячих людей в Молдавии. Этот титул он получил ещё в 1976 году.
«С того времени я по полгода проводил на соревнованиях. Ездил по всему Союзу. Я играл на Чемпионате Молдавии и Союза среди зрячих спортсменов, и они относились ко мне как к равному», - рассказывает Виктор Никита.
Так он оттачивал своё мастерство и искал беспроигрышную комбинацию. С 2010 года Виктор Георгиевич начал участвовать в чемпионатах Европы, а в 2016 году впервые отправился на Чемпионат мира среди тотально незрячих, который прошёл в Болгарии. Тогда в зачете шашиста Никита оказались серебряная медаль и второе общекомандное место.
В 2018 году благодаря поддержке Президента ПМР Вадима Красносельского Виктору Георгиевичу опять удалось покорить пьедестал мирового чемпионата, уже в Польше. Оттуда он вернулся с бронзовой медалью в личном зачете и третьим местом в командном первенстве.
«У нас более 200 детей в республике с проблемами зрения. Куда они пойдут работать, когда вырастут?»
С развалом СССР «Маяк» стал приходить в упадок. В 2001 году предприятие остановилось, работы не стало, связи с другими предприятиями разорвались. Виктор Георгиевич остался без работы, но не без дела, продолжая решать общественные вопросы.
Будучи председателем бендерского общества слепых, в 2004 году стал замдиректора УПП «Маяк» по социальным вопросам. В 2010 году возглавил республиканское общество слепых. В 2018 году, приняв все трудности, с которым столкнулся «Маяк», стал его директором.
«Я владею ситуацией как никто другой. Предприятие погибло, но я потихонечку хочу вытащить его на белый свет, и мне помогает в этом и Президент, и Правительство. В планах – вытащить предприятие из всех долгов на ноль, списать историческую задолженность, открыть расчетный счет и начать работать. Потом подыщу себе замену», - пояснил Виктор Георгиевич.
Трудоустроить людей – ещё одна задача, которую поставил перед собой Виктор Никита. Сейчас предприятие начало производство замков для скоросшивателей и деталей для прищепок. Как минимум человек 10 теперь будут при деле.
«У нас более 200 детей в республике с проблемами зрения. Куда они пойдут работать, когда вырастут? На специализированное предприятие. Поэтому мы должны возродить производство на «Маяке», - отмечает Виктор Георгиевич.
Все, что движет этим человеком, - огромное желание помогать людям с проблемами зрениями, чтобы они не чувствовали себя изгоями и людьми второго сорта. Ведь он не понаслышке знает, каково это, когда ты не такой, как все.
Подготовлено по материалам ИА "Новости Приднестровья"
|