Городские легенды (часть 2)

 

Из путеводителя МУ «ЦБС» «Страницы истории на карте города»:
Бендерские предместья и микрорайоны

Наш город с былых времен был окружен предместьями, названия которых довольно своеобразны и присущи только Бендерам. Версий о топономике названий этих предместий много (топони́мика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение – прим. сост.). 

Бендерские краеведы Е.А. Лобанов, В. Худяков, Д. Почтаренко в разное время предпринимали попытки докопаться до истины, однако основной проблемой исследовательской деятельности всегда было отсутствие архивных документов о происхождении бендерских предместий. Тем не менее, остались свидетельства и воспоминания очевидцев, рассказы, легенды, версии происхождения предместий, которые передавались от поколения к поколению. В книге П.С. Желтикова «Краткий очерк деятельности городского самоуправления в Бендерах за последнее 20-тие (1894-1912 гг.)» имеется высказывание: «С трёх сторон, начиная с севера от с. Варницы и кончая на юге « Плавнями», непрерывно тянется гряда возвышенностей, образуя волнистую котловину, прижатую к берегу Днестра. По этой котловине, спускаясь к реке, и расположился самый город, а по возвышенностям («горам») растянулись его предместья: Старые и Новые Липканы, Борисовка, Хоматьяновка, Нахаловка, Протягайловка, Прицеповка и Гиска, ниже Балка, Кавказ и Плавни…».

ЛИПКАНЫ

Давайте мысленно совершим путешествие в далекое прошлое и начнем его с одного из самых древних предместий, которое находится в северной части нашего города от Бендерской крепости до Варницы и носит название Старые Липканы.

«Вероятно, к северу от крепости поселились, прибывшие со Станиславом Лещинским (король Польши – прим. сост.) польские татары – липки или липкане. Скорее всего, после отъезда Карла XII часть татар осталась на службе у Бендерского паши. Именно с ними связано происхождение названия северного пригорода Липканы».

ВАРНИЦА

Предместье Липканы с севера граничит с селом Варница. Село упоминается ещё в старинных документах, датированных 1700 годом. «Свое название Варница получила, по одной из версий, от известковых карьеров, к-рые находятся в селе («вар» - по-молдавски известь)».

Микрорайон «СОЛНЕЧНЫЙ»

В октябре 1975 года на возвышенности между городскими районами Липканы и Борисовка началось строительство микрорайона «Солнечный». Он строился в то время, когда прокладывалась Байкало-Амурская магистраль (БАМ), и по ассоциации горожане присвоили ему «народное» имя – «БАМ». Существует и другая версия народного названия - «БАМ» - это аббревиатура имен прорабов, строивших первые жилые дома в микрорайоне: Барт Вячеслав Михайлович, Ира Арон Абрамович, Матош Олег Янович.

В нижней части Солнечного в 80-х гг. был построен небольшой жилищный комплекс, состоящий из нескольких домов, немного напоминающий очертания военного ведомства США, за что и получил народное название - Пентагон.

Микрорайоны «БОРИСОВКА» и «ХОМУТЯНОВКА»

В западной части города с севера на юг протянулись два предместья – Борисовка и Хомутяновка. История названия микрорайона «Хомутяновка» описана в книге П.С. Желтикова «Краткий очерк деятельности городского самоуправления в Бендерах за последнее 20-тие (1894-1912 гг.)» - район получил название по имени руководителя городского самоуправления в 1905-1906 гг. А.Л. Хоматьянова.


А в честь кого назван другой городской район Борисовка? Архивы молчат. До революции Борисовка была тихой, утопающей в зелени городской окраиной. Старожилы еще помнят знаменитые борисовские дачи Данкогло, Богомольца, Флемера. На даче Данкогло, например, занимались виноградолечением. 

Село ПРОТЯГАЙЛОВКА

С XIX века существует предместье Бендер – село Протягайловка. Оно протянулось с севера на юг в западной части города, граничит с предместьями Борисовка и Хомутяновка.

Есть версия, что название села произошло от слова «протягайльник», что означает «приспособление для тяги ремней сыромятных», которые, видимо, здесь и выделывали. Другая версия предполагает, что название Протягайловка произошло от слова «протягать», т.е. простираться вдаль.

Первые упоминания о Протягайловке датируются 1814 годом, когда шло обустройство прилегающей территории к Бендерской крепости.

В период коллективизации с 1940 года предместья Прицеповка, Новые Липканы и Протягайловка были объединены в одно село под названием Протягайловка и создано два колхоза, которые весной 1955 года объединились в один, получивший название «Дружба», который и ныне находится в селе и называется агрофирма «Дружба» (ул. Первомайская, 5).

Село ГИСКА

Есть еще одно село, которое входит в состав города Бендеры – Гиска (или Гыска), основанное в начале XIX века. Впервые село упоминается в 1827 г. «В 1860 году Гыска являлась предместьем уездного города Бендеры. В это время в селе насчитывалось 85 дворов, в которых проживало 636 человек».

«Гыскэ» – в молдавском языке означает «гусь». Гипотезы о происхождении названия предместья разные: разведение гусей, прозвище помещика или первого поселенца.

У В.В. Худякова в книге «В цветущих акациях город» есть следующая версия: «…Некоторые населенные пункты назывались по родам нагайских татар, которые имели отличительные знаки. Среди них был род Казаяклы, что переводится, как «имеющие тамгою» (т.е. своим родовым знаком) – гусиную лапку. По такому признаку молдаване могли называть впоследствии это место примерно так: «Зимовище людей гуся», а со временем сокращенно – «Гыскэ» (с.18).

Микрорайон «ШЕЛКОВЫЙ»

Юго-восток микрорайона «Ленинский» за переездом плавно переходит в микрорайон «Шелковый». Микрорайон построен на территории бывшего Лагерного поля. Лагерное поле возникло в начале XX века как место летних учений военного гарнизона Бендерской крепости. «Солдаты жили в палатках, за Лагерным полем находилось стрельбищное поле. Стрельбищное поле занимало обширную территорию теперешнего микрорайона Ленинский вплоть до гребня холма, идущего от Гыски до Протягайловки». Район поблизости Лагерного поля, южнее территории мясокомбината почти до Днестра назывался Плавни. В конце 1940-х гг. на этом месте располагался знаменитый колхоз «Победа», просуществовавший до 50-х гг.

В 50-х годах ХХ века на бывшем Лагерном поле, где встарь муштровали солдат, началось строительство новых предприятий. В 1953 г. был заложен фундамент Бендерского шелкового комбината (БШК).

Строительство БШК стало причиной интересной исторической находки. При рытье котлована ковш экскаватора наткнулся на могильник. В нём были найдены человеческие останки и глиняные сосуды, относящиеся к Черняховской эпохе (2-4 вв. н.э.). Эта находка стала очередной страницей истории нашего города и неопровержимым доказательством того, что на территории нашего города люди селились еще около 2 тысяч лет тому назад.

Предместье КАВКАЗ

Названия предместий Кавказ и Балка всегда оставались неизменными. Исторические архивы умалчивают о том, почему одна часть города именуется Кавказ, а граничащая рядом – Балкой. Есть предположение, что Кавказ по сравнению с Балкой находится на крутом подъеме, на более возвышенном месте. Такую версию представил Виктор Худяков: «Кто-то из наших предков нарек эту высоту по контрасту с Балкой именем далекого горного района. Возможно, это был отставной солдат, служивший на Кавказе. Шутка всем понравилась и приклеилась к местности навсегда».

Предместье БАЛКА

В толковых словарях В. Даля и С. Ожегова слово «балка» объясняется как ложбина, широкий овраг, лощина с проросшими склонами.

Этот район города находится в низине и начинается за развлекательным центром «Дружба» (ранее - кинотеатр «Дружба» до корпусов фабрика «Флоаре» (ул. Коммунистическая, 181). В западной части Балки находится ул. Заводская (бывшая - Политанская). В доме № 76, построенном в 1851 г., находилась квартира руководителя Бендерского восстания Григория Ивановича Старого (Борисова) и революционеров Павла Ткаченко и Павла Добродеева, дом принадлежал участнику подполья П.В. Петрикину. По этой же улице в доме № 30 в 1915 г. проживал Герой гражданской войны Иван Федорович Федько (1897-1939). Дом датирован 1855 годом.

В 1997 г. одна из улиц района - Совхозная была переименована в улицу Ечина, в честь капитана милиции Георгия Павловича Ечина (1950-1992), защитника ПМР. На этой же улице 10 ноября 2002 г. состоялось открытие часовни на месте расстрела 01 апреля 1992 года сотрудников милиции, гвардейцев и жителей города. В районе восточной части Балки находятся такие крупные предприятия, как: молочный комбинат (ул. Суворова, 128), хлебокомбинат (ул. Суворова, 116), завод ЖБИ-7» (ул. Суворова, 112).  

В книге В.Кучеренко «Бендеры – жизнь тому назад…» можно найти интересные факты о бывших предместьях города, таких как Тифлис, Шараевка, Нахаловка, Прицеповка: «…Там, где сейчас стадион «Шелковик» и несколько многоэтажек, были маленькие домики огородников, и район назывался Тифлис. От нового пивзавода вниз по Каушанскому шоссе вдоль железной дороги потянулись домики Шараевки. В самом конце, но справа от шоссе было несколько домов, которые относились к Гиске» (с. 129).

После Великой Отечественной войны в предместьях Бендер были созданы сельсоветы Хомутяновский, Балковский, Кавказский, Кутузовский. К последнему относились Прицеповка, Нахаловка и часть Борисовки.

В 1946 году Бендерский исполком городского совета предпринял попытку изменить старые названия предместий, которые, по мнению городских властей, не соответствовали социалистическому общественному строю, по той же причине 1 ноября 1951 г. Решением № 34/530 переименованы следующие предместья: Хомутяновка – в Октябрьское, Прицеповка – в Лесное, Борисовка – в Дачное, Нахаловка – в Зеленое. Однако, новые названия не прижились.

Примечание: Границы предместий и микрорайонов города уточнены в Бендерском бюро технической информации (БТИ).



Лагерное поле
Вторая половина XIX века
(из книги «Бендеры исторические»)

В городе Бендеры долгое время существовал большой участок земли, который называли Лагерное поле. 
Краевед Е.А.Лобанов изучил архивные документы о бывшей южной окраине города Бендеры. Результаты своих изысканий он изложил в главе «Лагерное поле» (кн. «Бендеры. Страницы истории. Часть II. 1812-1917»): «Лагерное поле возле Бендер появилось не сразу после присоединения Бессарабии к России, а несколько позднее. После окончания войны с Наполеоном русская армия ещё не имела обустроенных полигонов и военных лагерей в присоединённом крае. Воины Бендерского гарнизона отрабатывали боевые задачи возле нижней части крепости, за Варницей, в районе горы Суворова, в долине реки Бык и др. Артиллеристы тренировались на полигонах Украины.

Вскоре после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 гг. 14-я пехотная дивизия, принимавшая в ней участие, была направлена в Бессарабию… Командование военного гарнизона г.Бендеры присмотрело очень удобное место за южной окраиной города. Там уже порой проводились учения отдельных воинских формирований.

В 1863 г. офицер генерального штаба А.И. Защук составил «Военное обозрение Бессарабской области», где чётко отметил: около Бендер, ниже города, удобное лагерное место для дивизии пехоты или кавалерии с артиллериею, другое же лагерное место для одного полка находится у с. Варницы, на месте бывшего лагеря Карла XII».

Вот тогда городская Управа выделила казённые земли под Лагерное поле и стрельбище. Полки 14-й пехотной дивизии на отведённых и закреплённых за ними участках начали обустраивать свои лагеря.

В последующие годы с ранней весны и до поздней осени здесь располагались Волынский, Житомирский, Подольский и Минский полки. В июне 1914 г. 53-й пехотный Волынский полк праздновал 40-летие ежегодного пребывания полка в лагерях при Бендерах. Когда полки осенью убывали к местам зимнего квартирования, Лагерное поле охраняла, поддерживала порядок команда численностью в 50 человек.

Военное ведомство весьма аккуратно и своевременно рассчитывалось с городской казной за аренду земель, занятых Лагерным и стрельбищным полями… Хорош был лагерь возле Бендер. Железная дорога рядом, облегчающая прибытие частей на сборы. Очень добрые, внимательные и гостеприимные жители в округе. Чистый, полный рыбы Днестр, отличная питьевая вода, близость Кишинёва, Тирасполя, Аккермана…»

Много интересных сведений о Лагерном поле рассказывает и краевед В.Кучеренко в книге «Бендеры – жизнь тому назад»: «Лагерное поле использовалось для выхода войск на летние учения. Солдаты жили в палатках. Постепенно построили офицерское общежитие, столовую, склады, церковь, баню, пекарню, лазарет. Аллеи обсадили деревьями и декоративными кус¬тарниками.

Вся эта территория превратилась в хорошо ухоженный парк. Недалеко от церкви разбили сквер с фонтаном. Во всю длину Лагерного поля протянулись аллеи, имевшие свои названия и предназначения. Вдоль теперешней Индустриальной улицы шла «Солдатская аллея». Вдоль нее находились все вспомогательные постройки. Мимо церкви, вдоль железной дороги, шла «Генеральская аллея». Ни один солдат не имел права на нее ступить. Посередине проходила «Офицерская аллея». В ее начале были ворота с башнями в виде четырехгранных обелисков. Справа от них построили башню, с которой генералы и старшие офицеры наблюдали за военными учениями на плацах Лагерного поля и на стрельбище. Стрельбищное поле занимало обширную тер¬риторию теперешнего микрорайона Ленинский, вплоть до гребня холма, идущего от Гыски до Протягайловки.

Каждый год два армейских полка и конная казачья батарея проводили тут боевые стрельбы. Поэтому весь склон холма был начинен пулями. Когда проходили стрельбы, весь этот район оцеплялся солдатами, чтобы никто случайно не попал под обстрел. За годы таких учений в почве холма накопилось много цветного металла: пули делались из свинца и меди».

Вот что вспоминает о Лагерном поле бендерский старожил Я.Э. Шмуклер в книге «Я вам расскажу про все Бендеры»: «Я еще мальчишкой, где-то в 1928-1929 г.г. со школьной экскурсией побывал там. В центре лагеря стояла небольшая церквушка, а сам лагерь был разбит на аллеи, там были ровные ряды замечательных декоративных деревьев и цветов. Уход за лагерем - памятником был отличным, но после освобождения все это было разрушено, и на этом месте сооружен небольшой аэродром для самолетов – «кукурузников». Этот аэродром, примерно, в 16 часов 22 июня 1941 года был разбомблен немецкой авиацией. Точное время я запомнил, так как жил по улице Котовского, что по прямой выходит к этому месту».



Исторический анекдот «Карл XII в Бендерах»
Автор - американский шахматист Сэмуэля Лойда
1859 год

«Разгромленный под Полтавой Петром 1-м, шведский король Карл 12-й в 1713 году отступил на юг Бессарабии в город Бендеры. Здесь, осажденный его бывшими союзниками – турками, он частенько коротал время, играя в шахматы со своим министром Гротгаузеном. Одна из партий между ними пришла к такому окончанию. В этой позиции, играя белыми, Карл объявил мат в три хода. Но едва он произнес эти слова, как турецкая пуля разнесла в щепы белого коня. Испуганный Гротгаузен вскочил. Карл, при внимательном взгляде на доску, заявил смеясь: «Конь мне не нужен, я вам его дарю и объявляю мат в 4 хода». Не успели эти слова слететь с его уст, как вторая пуля влетела в комнату, и белая пешка h-2 разделила участь коня. Гротгаузен побледнел. «У вас есть верные друзья», - сказал ему Карл. «Вы имеете на своей стороне хороших друзей – турок – произнес Карл беспечно - трудно предположить, что я смог одержать победу над такими союзниками, но я все же хочу посмотреть, нельзя ли обойтись без этой злосчастной пешки. Нашел! Даю мат в пять ходов!». 

У этой истории есть продолжение. Через несколько лет после появления задачи Лойда латвийский шахматист Ф. Амелунг заметил, что если бы первая пуля сбила вместо коня белую ладью, то Карл все равно мог бы объявить мат в шесть ходов.

Таким образом, всем предоставляется найти решение 4 задач. Первая - мат в три хода, вторая – без белого коня – мат в четыре хода, третья – без белого коня и пешки – мат в пять ходов и четвертая – без белой ладьи – мат в шесть ходов.



Видео недели