В нашем городе их сегодня больше тысячи - ветеранов ополчения. Тех, кто отстаивал права и свободы приднестровского народа с оружием в руках, поздравляют, благодарят и награждают юбилейными наградами «30 лет народному ополчению ПМР».
В непростое для нашей республики время не только военные, но и простые рабочие, инженеры и служащие, даже женщины встали на защиту своей Родины.
«Ополченцы с честью прошли выпавшие на долю нашего народа испытания. А проявленные вами мужество и героизм, самопожертвование и стойкость - пример для подрастающего поколения», - сказал, обращаясь к ветеранам ополчения, глава города Роман Иванченко.
Во время Бендерской трагедии ополченцы наряду с военнослужащими и милиционерами принимали активное участие в обороне нашего города. Весомый вклад они внесли в дело защиты стратегических объектов, предприятий, заводов, фабрик.
«Уважаемые ветераны ополчения, позвольте выразить слова признательности и благодарности за ваш вклад в становление, защиту и развитие республики. Имена ополченцев, которые отдали свои жизни за ПМР, навсегда войдут в историю нашего государства», — отметил глава госадминистрации города Роман Иванченко.
«Больше 270 ополченцев не вернулось из боя, больше 310 было ранено, о судьбе 12-ти мы до сих пор и не знаем. Но мы знаем одно: ополчение всегда являлось и является примером служения Родине. Примером любви к ней», — сказал председатель городского Совета Бендер Юрий Кара.
Петр Балан защищал вместе с другими работниками молочную ферму на Гиске. Был водителем автобуса. Вспоминает случай, как едва не попал под прицел ОПОНовцев, когда вывозил детей.
«Со стороны Каушан шли вояки, мы, гисчане, с этой стороны были. Василий Васильевич вышел и сказал, чтобы не стреляли по мирным жителям. Они начали вести обстрел, и меня чуть не убило. Я забежал на 9 этаж, только пули свистели по окнам. Жене, бабушке сказал, чтобы ложились на пол: сейчас залетит пуля, вас могут убить», — рассказал защитник Приднестровья Петр Балан.
Светлана Гладкова состояла в батальоне республиканской гвардии с самого основания, выполняла функции кадровика. В то страшное время, помимо работы с документацией, ухаживала за ранеными в рабочем комитете. Приходилось видеть, как боевых товарищей покидает жизнь.
«И так боялась мертвых. Мы молодые были, нам было по 27-28 лет. Когда тебе привозят парня, и он еще дышит, и здесь, на глазах, умирает. Конечно, это было очень страшно. Мы молодые девчонки, худые, по 47 килограммов весили, хватали на руки, клали на пол», — поделилась воспоминаниями с корреспондентом БТВ защитница Приднестровья Светлана Гладкова.
Женщина рассказала, что первое время даже не было перевязочного материала. Обрабатывали раны водкой и коньяком. Работали с короткими перерывами на сон, израненных бойцов отвозили в Тирасполь.
«Ранения, контузия, ты этого не понимаешь, когда это в кино, а когда ты молодая девушка, и видишь, когда привозят бойцов, у тебя нет времени ни на что. Я сама была не медик, но уже там вместе со всеми, когда привозили ребят, всему такому научились», - рассказала защитница Приднестровья Светлана Гладкова.
За 30 лет народное ополчение окрепло. Ряды объединения пополнили новые добровольцы. Равняются на первых – тех, кто проявил немалое мужество и героизм, чтобы сохранить республику и завоевать мир на приднестровской земле.
Фото: Ирина Колойденко, Виктор Бричак, Артем Белянский