У репрессированных нашего региона в году официально две скорбные даты. Это 19 июня, когда в 1941 году от станции Бендеры 1 отправился эшелон раскулаченных, так называемых «врагов народа» и 30 октября. В организации 150 членов от 65 до 97 лет.
«Этот день известный всем, потому что это было большое горе, люди пострадали в этот период времени с 20 по 50-ые годы», - рассказала в интервью БТВ Анна Ярошевская, председатель общества жертв политических репрессий.
Их вывезли в чужие края на неосвоенные земли Казахстана и лесоповалы Сибири. Многие годы в качестве бесплатной рабочей силы они трудились на рудниках и в шахтах, поднимали целину и работали в лесохозяйствах.
Сергей Иванченко был 11-летним ребёнком, когда 6 июня 1949 года в дом, где проживала его семья, пришли незваные гости. Вернуться на Родину довелось только через 13 лет уже взрослым человеком. Всё это время Сергей учился и работал в Тюмени и Ханты-Мансийском округе.
«Часа в три ночи приходят трое: один метр, другой полтора, ружья такие выше их. – Вставай, поехали. Мама была дома одна и мы двое детей, мой старший брат. В машины погрузили, что могли, взяли – 20 минут на сборы. Привозят в Бендеры в грузовой товарный вагон вот здесь. Двое суток держали, пока набрали полный эшелон людей и повезли за Урал», - рассказал Сергей Иванченко, репрессированный.
Время неумолимо. С каждым годом этих людей становится всё меньше и меньше. Самое большое желание потомков репрессированных – увековечить память. Мемориальная доска – это хорошо, но она слишком мала, нужен более солидный монумент.
«Президент говорил о том, что памятник будет построен. Поэтому наше основное пожелание об этом. Хотим получить разрешение, а там дальше пойдут процессы создания эскиза, сбора средств и всё остальное», - отметил Анатолий Черевков, репрессированный.
Волна репрессий навсегда останется чёрным клеймом на прошлом великой советской державы. И сколько бы лет не прошло, мы будем помнить ошибки истории. Пусть ничего исправить нельзя, но подобное не должно повториться.