В субботу на столичном городском пляже прошла большая историческая реконструкция – в честь недавнего 80-летия начала Великой Отечественной войны. Военнослужащие ОГРВ и Минобороны ПМР, пограничники МГБ, исторические клубы «Наследники Побед» и «Звездный», юнармейцы и суворовцы, курсанты ТЮИ, ретроклуб «Легенды Приднестровья», служба судебных исполнителей Минюста, конный клуб МВД, оркестры Минобороны и ОГРВ, а также ансамбль «Виорика» совместно воссоздали несколько эпизодов, случившихся летом 1941-го в Украине.
Первый – это оборона 13-й пограничной заставы Владимир-Волынского отряда у села Скоморохи Сокальского района Львовской области. Застава была расположена рядом с польской границей. Военные жили вместе с семьями. Главным был молодой офицер Алексей Лопатин. Время действия – 21-22 июня.
«Накануне был чудесный субботний вечер. Пограничники вымылись в бане. Из села доносились звуки баяна и гитары, кто-то пел. Местные жители тогда охотно разучивали новые советские песни. Алексей Васильевич возвратился с проверки дозорных и сказал: "На границе неспокойно"», - вспоминала супруга командира Анфиса Лопатина.
С последних мирных часов и начинается историческая реконструкция. Солдаты играют и пьют чай после бани, женщины и дети танцуют, отдыхают и общаются… Миг – и страница жизни перевёрнута. Заставу атакуют немцы. Началась самая кровопролитная в истории человечества война.
Конечно же, реконструкция не передаёт всего ужаса и безысходности реальных событий. Здесь нет бывшей усадьбы польского магната, где за метровыми стенами укрывались пограничники. Нет шквального огня артиллерии, передающего всю ярость фашистов, вынужденных на целых 11 дней задержаться у маленькой заставы. Нет взорванных в подвале последних оставшихся защитников. Но есть форсирование реки (это был Западный Буг), эвакуация женщин и детей, мощные взрывы и, самое главное, атмосфера абсолютно неравного боя между полусотней советских солдат и танковой бригадой совместно с элитными пехотными подразделениями вермахта. Прорваться дальше фашисты смогли только 2 июля, уничтожив всех защитников.
Этот эпизод – один из сотен в истории Великой Отечественной войны. Именно погранзаставы стали первым заслоном на пути считавшей себя непобедимой гитлеровской армии. И именно они впервые заронили в головы нацистов мысль о том, что война с Советским Союзом будет не такой стремительной и победоносной, как с оставшейся позади Европой.
Следующая сцена символична. Она передаёт общую атмосферу начала Великой Отечественной. В бой вводятся части Красной армии первой линии обороны. Они призваны остановить противника, но основные силы гитлеровской армии продавливают линию сопротивления при поддержке артиллерии и бронетехники. Советская армия отступает.
Затем снова отсылка к реальным событиям. Это второй героический эпизод, который воссоздаёт реконструкция, – бой у села Легедзино. Он случился в конце июля 1941-го, уже практически в сердце Украины, под Уманью (и, кстати, относительно недалеко от Приднестровья). Для атаки на один из центров руководства советской армейской группировки немецкое командование создало боевую группу «Герман Геринг». 2 батальона бригады СС усилили 30 танками, мотоциклетным батальоном и артполком. Всего получилось 2,5 тысячи человек.
Им противостояли несколько дивизионов зенитных и противотанковых орудий, сапёрная рота, одна бронемашина. Но основой гарнизона Легедзина стал Отдельный пограничный отряд, усиленный сотрудниками Львовской школы служебного собаководства.
Сам бой был 30 июля. Пограничники смогли отбить атаку, но они потеряли бронемашину, семь пулемётов и все орудия. Защитников становилось всё меньше, стали подходить к концу и боеприпасы. Немцы начали новое наступление. И вот тогда на поле эсэсовцев встретил последний резерв оборонявшихся – кинологи и собаки. И те и другие шли на верную смерть.
Поначалу немецкие пехотинцы опешили – от ярости собак и напора тех, кто по идее уже давно должен был сдаться. Но, открыв сильный миномётный огонь и подтянув танки и бронетехнику, фашисты уничтожили всех – и людей, и собак.
Эту часть реконструкции делали с участием погранвойск Приднестровья. Кинологи заранее готовили своих питомцев: чтобы не пугались и чётко выполняли команды даже во время взрывов.
«В процессе повседневной службы и подготовки собак мы используем стрельбу, но, конечно, не такую. Что до взрывов, то мы проводили совместные тренировки в составе общей группы, и потихоньку наши питомцы привыкали к необычной обстановке. Спасибо ОГРВ, мы очень много моментов отрабатывали совместно и меняли прямо на ходу. Всё, что мы показывали сегодня, - это дань уважения тем кинологам, которые со своими питомцами гибли во время Великой Отечественной войны», – рассказал один из сотрудников погрануправления.
Апофеозом реконструкции стала атака исторической сводной роты. Здесь тоже больше символизма, чем исторической достоверности. Бойцы РККА, воины-пограничники времён ВОВ были в одном строю с современными пограничниками и другими подразделениями действующей армии, а также техникой.
Успешная атака, уход фашистов и развевающийся советский флаг... Всё это – квинтэссенция не просто победы над самой мощной и, казалось бы, несокрушимой гитлеровской армией. Это ещё и символ объединения – всех наций Советского Союза; военных традиций СССР, России и Приднестровья.
А ещё это метафора русского духа, того самого, что приводил в недоумение многих иностранных захватчиков, искренне считавших, что завоевание русских земель – дело нескольких месяцев или даже недель.
«Против Советского Союза … воевала вся объединённая Европа, либо порабощённая и оккупированная, либо находясь в союзе с Германией. Казалось бы, нет той силы, которая может уничтожить фашизм и поставить на место всю нацистскую Европу. По плану Барбаросса по кодовому сигналу "Дортмунд" на взятие пограничных застав отводилось максимум 15 минут, а на победоносное завершение войны и захват Москвы отводилось всего лишь 4 недели. Но враг просчитался, нашлась та сила, которая была способна обуздать агрессора. Это советский человек. Путём страшных потерь – десятков миллионов убитых, покалеченных, нерождённых, уничтоженным народным хозяйством», – сказал Президент Вадим Красносельский, наблюдавший за событиями реконструкции.
Источник: ИА "Новости Приднестровья"