В художественном музее открылась выставка, приуроченная К 105-летию со дня рождения Алексея Васильевича Лосева и 50-летию учреждения.
2021 год особенный для Приднестровского государственного художественного музея: 13 марта исполняется 105 лет со дня рождения его основателя Алексея Васильевича Лосева. Эта дата близка другой, не менее значимой – 50 лет со дня выхода 1 августа 1971 года Постановления Совета Министров МССР о создании в Бендерах картинной галереи. Есть в этих событиях особый смысл совпадений: срок памяти основателя, имя и дело которого живет 105 лет и 50-летний юбилей его детища – Приднестровского государственного художественного музея, который стал хранителем культурных ценностей и центром современного изобразительного искусства в ПМР.
Для 55-летнего Алексея Васильевича Лосева, участника Финской и Великой Отечественной войн, работника Бендерского городского исполнительного комитета обретение новой для себя профессии стало переменной вехой в личной биографии. И было это для человека высокой культуры, энергичного руководителя с многолетним жизненным опытом не лёгкой прогулкой в область наслаждения искусством, а неустанным трудом и преодолением сложностей нового дела. Он с энтузиазмом взялся за хозяйственные вопросы, и, всего через полгода после назначения его директором, галерея была открыта в реконструированном здании Выставкой художников Российской Федерации. Даже сегодня, при новых технологиях и коммуникативных условиях, это очень краткие сроки введения в действие нового учреждения культуры. 1 августа 2021 года и 11 февраля 2022 года будут отмечаться как 50-летний юбилей музея.
В закладке музея, в его основании имя Алексея Васильевича останется навсегда. Главным смыслом для него было сложение коллектива и выбор перспектив. Алексей Васильевич, всех своих молодых и неопытных сотрудников обязал учиться, но прежде неустанно сам осваивал свое новое дело. Сфера искусства по условиям познания приравнивается к любой науке или производству, ведь в любых направлениях деятельности человека важен профессионализм, грамотность, выбор своих кумиров. Алексей Васильевич учился на долгосрочных курсах в Москве вместе с такими учёными и мэтрами музейного дела как Борис Пиатровский, Ирина Антонова. Причём самым дорогим для него было общение с ними и изучение принципов работы лучших музеев Советского Союза. Государственный Эрмитаж, Государственный русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина, Государственный музей искусств народов Востока стали для него не только учебной базой, но и эталоном для подражания.
Он очень ценил помощь специалистов отдела ИЗО Министерства культуры МССР Дмитрия Гольцова, Леонида Григорашенко, Валерия Пушкаша; членов Правления Союза художников МССР Алексея Васильева, Михаила Греку, Лазаря Дубиновского, Сергея Кучука и мн. др.; всегда советовался с директором Центрального выставочного зала Василиеем Плюсниным, со специалистами Государственного художественного музея г.Кишинева Киром Родниным, Валерием Грошевым, с реставраторами и художниками. Он объединял своими замыслами коллектив галереи. С благодарностью вспоминают многие о роли Алексея Васильевича в их жизни.
Н.Егорова: «Моё второе высшее образование в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Академии художеств СССР в г.Ленинграде я получила благодаря его помощи. Если отец – Огорелков В.П. всегда был для меня примером трудолюбия и стремления познавать новое, режиссёр народного театра Татарченко Е.Е. – вдохновителем в освоении законов искусства, то Лосев А.В. стал вектором моей профессии – искусствовед-музейщик. Я благодарна ему за передачу мне знаний об администрировании, о стиле делового языка и культуре делового общения, об умении слышать и слушать, о необходимости понимать и помогать другим. Не такие уж и простые эти навыки, я и сейчас учусь применять их в своей работе.
Были и жёсткие уроки – мой первый выговор. Получила я его при исполнении обязанностей главного хранителя. В моём присутствии при погрузке картины знаменитого молдавского художника был допущен прорыв холста углом не по инструкции стоящей чеканки. Катастрофа. Вот и получила по полной программе от директора. Было обидно – не я виновата, но он требовал ответственности и за общее дело и за умение организовывать его, за круг своих обязанностей. В то же время именно он, не боясь пошатнуть свой авторитет, помог решить вопросы реставрации и смягчения гнева автора. Его требовательность к качеству работы, забота о положительном имидже галереи, установка на комплектование музейной коллекции лучшими произведениями изобразительного искусства и введение новых форм просветительства не утратили своего значения и передаются молодым сегодня.
105 лет – это целая эпоха. Многое меняется, переоценивается, а для жизни человека это чаще недостижимый срок бытия, но пока о роли и добрых делах предшественников известно, пока есть преемники – память о человеке нетленна».
Чибук Г.С.: «В жизни каждого человека есть события, которые, так или иначе, повлияли на его судьбу. Для меня, несомненно, таким знаковым событием стала встреча с Алексеем Васильевичем Лосевым.
Неизвестно как сложилась бы моя жизнь, если бы после окончания Республиканского художественного училища им. И.Репина в 1975 году по распределению я не попала в картинную галерею, в которую в тот период требовались специалисты.
Нужно признаться, несмотря на то, что в художественном училище историю искусств нам преподавали такие мастера своего дела, как Ада Мироновна Зевина и Зураб Георгиевич Тодуа, я имела достаточно поверхностное представление, как об изобразительном искусстве, так и о музейной работе. Да и в музей, если честно, я пришла на год-другой с тем, чтобы позже найти другую, как мне казалось, более творческую работу.
Вероятно, так бы и случилось, если бы не Алексей Васильевич Лосев, профессиональный военный, человек прошедший войну, на первый взгляд далёкий от искусства, но с внутренней убеждённостью в правильности своего дела.
Именно он научил нас, молодых специалистов основам музейного дела, научил понимать и ценить произведения искусства, созданные художниками в сложном творческом процессе, требовал от нас делать всё возможное для создания оптимальных условий в музее для сохранности фондового собрания.
Огромную роль в нашем профессиональном росте имели многочисленные командировки в лучшие музейные центры всесоюзного уровня, мы познавали все азы этого сложного и такого интересного дела.
Следует добавить, что большую часть своих командировок Алексей Васильевич отдавал нам, считая, что полученный опыт будет эффективнее использован действующими специалистами.
Музейный бум 70-х,80-х годов, несомненно, запомнился нашим землякам яркими творческими выставками всесоюзного и мирового уровня, открытыми в маленьком провинциальном городе, благодаря огромному таланту руководителя, организатора Алексея Васильевича Лосева, его личному обаянию и убеждённости в значении этих проектов.
Я запомнила Алексея Васильевича как человека доброго сердца, способного на решительные смелые поступки. Он как будто и сейчас с нами в музее, в этой родной для всех атмосфере творчества и искусства.
Была в моей жизни и личная ситуация, когда в сложное время семейной жизни я решила для себя найти другую более высоко оплачиваемую работу, чтобы снять жилье. И в этот сложный для меня период Алексей Васильевич, вопреки всем правилам и инструкциям, разрешил временное проживание в одном из служебных помещений. Этот человеческий поступок сильнее всех слов убедил меня в том, что картинная галерея – мой второй дом, и эта убеждённость не покидает меня все 45 лет службы в этом прекрасном коллективе, где царят традиции и дух его первого директора и основателя, Алексея Васильевича Лосева».
Шабардина Т.К.: «Уже несколько поколений бендерчан представить не могут свой город без этого одноэтажного старого здания, датируемого XIX веком, где вот уже 50 лет:
«… наши души грея,
Средь напастей и суеты,
Есть картинная галерея,
Где найдёшь откровение ты.
Откровенье искусства и веру
В наступление лучших дней.
Дорогие мои Бендеры,
У картинки твоей юбилей!
Так образно передавала суть нашего художественного музея член Союза писателей России и Приднестровья, научный сотрудник картинной галереи Ольга Сизова.
Первая моя встреча с Алексеем Васильевичем состоялась 30 августа 1973 года. За массивной дверью кабинета сидел человек того удивительного поколения, на чьи плечи выпали все тяготы Великой Отечественной, которое выстояло, победило врага, восстановило мирную жизнь и стало наставником для нашего молодого поколения.
Его строгий и внимательный взгляд серых глаз, спокойная манера общения, деликатность вопросов сразу же растопили мою скованность и неуверенность. Когда заканчивалась краткая ознакомительная беседа, зазвонил телефон. Я поняла, что он получил указание взять на работу чьё-то протеже. Сказав, что вакансий нет, он протянул мне бумагу: «Пиши заявление». На следующий день 1 сентября, я приступила к работе. Так в результате первой встречи я поняла, что мне повезло, и буду я работать под руководством интеллигентного, принципиального человека, умудрённого жизненным опытом.
Отношением к делу, своим примером он прививал нам, молодым, любовь к галерее, как к родному дому, за который ты в ответе: «Помните, всё лучшее вы должны нести на алтарь галереи» - говорил он. И сам относился к ней, как к святому источнику, который должен верой и правдой служить людям.
Подполковник в отставке, партийный работник, государственный служащий, возглавив галерею, он проявил себя как руководитель, обладающий тонким художественным вкусом. Вместе с молодёжью изучал современное искусство, так как была поставлена задача комплектования фондов произведениями многонационального советского изобразительного искусства.
Чтобы музейная коллекция была полноценной и многогранной, им выбивались командировки в Москву, в запасники Союза художников СССР, РСФСР, во Всесоюзный производственный комбинат им. Е. Вучетича. Напутствием нам звучали слова: «Впитывайте всё, запоминайте, анализируйте, ведь там собраны лучшие произведения нашей огромной страны».
Мы и вникали, и анализировали. Отобранные нами произведения пополняли фонды, а мы пополняли свои знания, так необходимые коллективу молодого музея, чьи традиции только начали формироваться.
Сейчас, оглядываясь в прошлое, каждый из нас, кто стоял у истоков формирования музея, понимает, как много для нас делал Алексей Васильевич, отказываясь от своих командировок в пользу молодёжи. «Я с базара, а вы на базар» - говорил он в очередной раз, отправляя нас в Москву, Ленинград, Киев, Львов, Ригу, Таллин и другие города с крупнейшими музеями Союза. Мы восторженно воспринимали каждую поездку. А сейчас, по прошествии времени, понимаем, что именно так он закладывал фундамент художественного музея, опираясь на изучение сотрудниками опыта художественных учреждений мирового и всесоюзного значения.
Этот фундамент скрепляли и курсы повышения квалификации сотрудников в Москве и Ленинграде, и участие во всесоюзных семинарах по научно-исследовательской, научно-просветительной, научно-фондовой работе, проводимых Академией художеств СССР. Этому же служили и организация в наших залах выставок, о которых можно было мечтать: Л.Бродской, Ф.Решетникова, Б.Угарова, В.Стожарова и др. И за всем этим стоял стратегически мыслящий, талантливо наладивший творческие связи с государственными художественными учреждениями и творческими союзами страны, наш сегодняшний юбиляр Алексей Васильевич Лосев.
Мы были и сейчас благодарны судьбе за то, что наш корабль, именуемый галереей, музеем, вёл настоящий капитан, талантливый руководитель и организатор, которого мы с чувством искреннего уважения величали шеф».