28 июня 1940 бендерчане встретили Красную Армию у моста через Днестр в 14 часов. Вскоре на центральной площади Бендер состоялся парад. Над трибуной развернули транспарант: «Пламенный привет трудящихся Бендер товарищам красноармейцам – освободителям». Так завершилась 22-летняя румынская оккупация Бессарабии.
Освободитель города
Ефим Давидович Кассой был одних из тех, кто перешёл тогда Днестр и был с восторгом встречен бендерчанами. Забытое имя из прошлого нашего города открыл председатель Бендерского исторического клуба Александр Стукало.
«Этот человек прошёл славный боевой путь. Он родился в Тирасполе, участвовал в воссоединении Бессарабии и Советского Союза. Потом воевал с июня 1941-го по май 1945-го. Был комсоргом 2-го стрелкового батальона 210-го стрелкового полка 82-й стрелковой Ярцевской Краснознаменной дивизии. Полк отразил атаку крупной группировки вражеских войск в ходе стратегической наступательной операции «Багратион». Немцы пытались прорваться из окружения к переправе на реке Березина рядом с белорусским поселком Октябрь (ныне Елизово). В этот день противник потерял здесь убитыми до 6000 тысяч человек, пленными – около 7000 человек», – рассказал Александр Стукало.
Ефим Давидович был награжден медалью «За отвагу» и орденом Красного Знамени. После войны вернулся в когда-то освобождённый им город, чтобы помочь ему вернуться к нормальной жизни. Работал начальником производственно-технического отдела бендерского стройтреста. Скончался в 1990 году. Историю жизни Ефима Давидовича Александру Стукало поведала его внучка Людмила, которая живёт в Бендерах.
«Бессарабский вопрос»
Как же возник «Бессарабский вопрос»? 27 ноября 1918 г. в Кишинёве парламент «Сфатул Цэрий» принял решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии. В тот же день «Сфатул Цэрий» был распущен декретом короля Румынии Кароля I.
Однако население края было не согласно с собственным парламентом. Вот что сообщала 24 января 1918 г. издававшаяся в Одессе газета «Голос революции», орган Румчерода (Румчерод – сокращенное название Центрального исполнительного комитета Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесской области) о реакции бендерчан на вторжение румынских войск: «Население, узнав с какой целью движутся румыны, восстало от мала до велика на защиту молодой свободы, чем и остановило продвижение румын».
Впоследствии руководитель обороны нашего города Григорий Старый писал, что на заседании Бендерского Совета было решено создать центр борьбы с приближающимися румынскими войсками. В Бендерах были образованы красногвардейские отряды. Один такой отряд на бронепоезде выехал навстречу румынским интервентам, наступавшим со стороны Рени, и в бою у села Кайнары взял в плен и разоружил две румынские роты. Другой отряд, образованный из рабочих, солдат, крестьян и учащихся, выступил против румынских войск, которые шли на Бендеры со стороны Кишинева.
– Невольно сравниваешь атмосферу событий 1918-го с обстановкой во время полномасштабной агрессии прорумынских сил Республики Молдова против нашего города летом 1992-го, – сказал научный сотрудник Бендерского историко-краеведческого музея Владимир Перстнёв. – Врезалась в память надпись на красном транспаранте «Бендерчанин, помни 1918 год!», которую я увидел тем летом. Это говорит о том, что на уровне широкого общественного сознания события начала и конца века воспринимались как звенья одной исторической цепи. Тогда в Бендерах еще жили люди, пережившие две румынские оккупации.
Бои за Бендеры носили исключительно ожесточенный характер: «Дрались старики, женщины, дети», – свидетельствуют документы того времени. Румынские артиллеристы старались попасть в склад боеприпасов, находившийся в Бендерской крепости. Это им удалось 19 января (1 февраля) в 11 часов. Ужасный пожар со взрывами продолжался до самого вечера. Тем не менее, борьба за Бендеры продолжалась. Оттеснив от Бендерского моста интервентов, пытавшихся прорваться на левый берег Днестра, советские войска и партизанские отряды вступили в Бендеры. После жестокого боя 24 января (6 февраля) они заняли Бендерскую крепость. Помощь им оказывали жители города, которые сами требовали оружие для продолжения борьбы с захватчиками, вступали в партизанские отряды и, как сообщала газета «Голос революции», боролись с интервентами с особой яростью. Мужество защитников города был вынужден признать командующий румынскими войсками генерал Броштяну, об этом же писал впоследствии военный румынский историк Михалеску: «…оккупация Тигины (Бендер) произведена с трудом и потерями вследствие чрезвычайного сопротивления и враждебного противодействия…сильная атака большевиков 23 января, сопровождавшаяся уличными боями, вынудила наших оставить город и отступить к Борисовке». 25 января (7 февраля) 1918 г.
Бендеры были сданы. Интервенты, вторично захватив город, приступили к расправе над населением. Как свидетельствовал очевидец, бывший председатель Фронтотдела Румынского фронта В. Перпер: «в Бендерах при втором вступлении румын в город беспощадно убивали даже детей». Людей расстреливали повсюду: на борисовском кладбище, у стен Бендерской крепости, на улицах города… «Черный забор» у вокзала стал настоящим местом казней. Расстрел стал обычным явлением в Бендерах, лишиться жизни можно было по самому пустячному поводу».
Аннексированная Бессарабия превратилась в самый проблемный район Румынии. Только в 1918-1925 гг. там 150 раз вспыхивали восстания. Бендерское вооруженное 1919 года было одним из наиболее крупных. Бендерские подпольщики не прекращали борьбу с оккупантами вплоть до июня 1940 года.
По отношению к молдаванам политика «новых хозяев» с самого начала приняла форму насильственной румынизации («один язык – одна нация – одна страна»). Факт общности литературной формы молдавского и румынского языков использовался Бухарестом для искоренения молдавских духовных ценностей и, прежде всего, самоидентичности молдаван. По отношению к бессарабцам немолдавского происхождения в период 1922 – 1923 гг. румынизация тоже набирает обороты. Язык насаждается во всех сферах жизни всех национальных меньшинств без исключения. При этом преследуется румынскими властями использование родных языков не только в общественных местах, но даже и в быту. Все население принудительно должно отказаться от своего этнического происхождения и «записаться» румынами. Однако это не приносит успеха. Спустя 15 лет руководитель бухарестского политического ведомства по румынизации Бессарабии Октавиан Гибу отмечал: «По своему характеру Бессарабия сейчас более русская, чем в 1918 году. То, что почти все знают румынский язык, не меняет положения, так как господствующим повсюду остаётся русский язык. В городе разговаривают по-русски, читают русскую прессу, а это мешает утверждению румынизма».
Правительства России и Украины, а затем Советского Союза никогда не оставляли попыток вернуть Бессарабию. 27 июня 1940 г. правительство Советского Союза в очередной раз потребовало от Румынии очистить территорию Бессарабии в четырехдневный срок, начиная с 14 часов 28 июня. Для урегулирования возможных споров предлагалось создать смешанную советско-румынскую комиссию. Сенат Румынии принял решение о передаче Бессарабии СССР.
Необъявленный референдум
Именно тогда, в июне 1940-го, в Бендерах состоялся необъявленный референдум. Поспешное бегство румын началось ещё накануне. Напоследок они ограбили город, забрав с собой всё, что можно было унести или увезти, вплоть до скамеек городского сада. Бессарабцам никто не мешал последовать за ними. Однако, напротив, из Румынии на Родину возвратились свыше 220 тысяч человек. Солдаты-бессарабцы (более 61 970 человек) массово дезертировали из румынских воинских частей, а 12-я пехотная дивизия в буквальном смысле слова полностью разбежалась.
Вместо эпилога
- Таким образом, город Бендеры дважды в течение ХХ века испытал на себе массированную агрессию, инспирированную прорумынскими силами – в начале столетия, в 1918 году, и в конце – в 1992-м, – заметил Владимир Перстнёв. – Было бы недальновидно не усматривать прямую связь между этими событиями в наше время. Оборона Бендер в 1918-м и 1992-м имела огромное значение для государственности Приднестровья. Стойкое сопротивление защитников города на правом берегу Днестра не позволило захватчикам закрепиться на Левобрежье, где впоследствии была образована МАССР. Героическая оборона Бендер в 1992-м сломала хребет оккупантам и позволила отстоять республику на новом этапе ее исторического развития.
Газета "Новое время", Наталия Барбиер
На снимках: Ефим Кассой, освобождение Бессарабии.